Власти объясняют эти меры двумя основными целями:
Задача — стимулировать выпускников школ выбирать специальности, которые считаются более востребованными для экономики: инженерные, IT-направления, педагогические, медицинские и сельскохозяйственные науки.
Сокращение платного приёма должно, по замыслу, работать как фильтр. Предполагается, что на оставшиеся бюджетные и платные места будут поступать только наиболее мотивированные и подготовленные абитуриенты.
Аргументы «за»: почему это может быть логично- Ежегодно вузы выпускали десятки тысяч юристов и экономистов, в то время как реальная экономика испытывала острый дефицит инженеров, технологов и IT-специалистов.
- Многие вузы, особенно негосударственные, превратили популярные гуманитарные направления в «конвейер» по выдаче дипломов, где главным критерием была платёжеспособность, а не знания.
- Долгосрочное планирование. Государство пытается управлять кадровым потенциалом, инвестируя (через бюджетные места) в те сферы, которые определены как стратегические.
Аргументы «против»: новые барьеры и риски- Ограничение выбора и социальной мобильности. Выпускник из семьи со средним достатком, мечтавший стать психологом, но недобравший баллы на бюджет, может лишиться возможности получить эту профессию вообще.
- Рост коррупционных рисков. Резкое сокращение платных мест может привести к увеличению стоимости обучения на оставшихся и создать почву для нелегальных схем поступления.
- Вопрос эффективности. Можно ли управлять карьерными устремлениями сотен тысяч людей административными методами? Не приведёт ли это к росту числа немотивированных студентов на «приоритетных» направлениях?
- Удар по вузам. Для многих университетов платные группы на популярных специальностях были источником финансирования, которое позволяло развивать инфраструктуру и поддерживать другие программы.
Экономисты отмечают, что регулирование предложения на рынке образовательных услуг — это мощный, но грубый инструмент. Он может дать краткосрочный эффект, но без создания реальных стимулов (высоких зарплат, карьерных перспектив в приоритетных отраслях) молодёжь будет искать обходные пути.
Педагоги беспокоятся о качестве. «Отфильтровать» абитуриентов — не значит автоматически повысить качество преподавания, которое требует инвестиций в преподавателей, оборудование и методики.
Социологи видят здесь социальный аспект: решение может усилить неравенство, оставив престижные гуманитарные профессии в основном детям из наиболее обеспеченных семей.
Реакция в обществе неоднозначна. С одной стороны, есть понимание проблемы перепроизводства «дипломированных безработных». С другой — растёт тревога: поступление в вуз, и без того напоминающее марафон с высоким конкурсом, становится ещё более сложным и предопределённым.
Новая политика выглядит как жёсткая попытка планирования кадров. Будет ли она работать — покажет время. Ключевой вопрос: является ли это продуманным управлением потоками студентов в интересах страны или же это упрощённое решение, которое создаст новые проблемы — социальные и экономические?
Очевидно одно: эпоха, когда можно было «купить» диплом по любой специальности, подошла к концу. Теперь и государству, и вузам, и самим абитуриентам придётся делать более осознанный и ответственный выбор. Удастся ли с помощью этих мер не только перенаправить, но и заинтересовать лучших выпускников в нужных экономике направлениях — станет главным критерием успеха реформы.